На прошлой неделе в продажу поступила новая биография основателя Apple под названием «Becoming Steve Jobs», в которой Рик Тецели и Брент Шлендер попытались рассказать о том, как Стив Джобс превратился из высокомерного юноши в лидера самой успешной корпорации современности. По мере прочтения книги всплывает всё больше и больше историй, которые ранее были неизвестны.

Стив Джобс не хотел возвращаться в Apple

Мне неоднократно приходилось читать мнение бывшего генерального директора Apple Джила Амелио, что возвращение Стива в Apple после продажи NeXT было частью его плана мести. Однако в книге говорится, что Джобс до последнего не был уверен в правильности этого решения. Эви Теванян и Йон Рубинштей — «два человека, которым Стив доверял в Apple больше всего» — оказались солидарны во мнении, что он долгое время не собирался становиться главой Apple. Компания находилась в слишком тяжёлом финансовом положении, и Джобс хорошо понимал это.

Первый вечер после возвращения Стива Джобса в Apple

Год спустя Стив признался авторам книги, что он, как пел его кумир Боб Дилан, просто не мог оставаться в стороне, пускай даже пришлось пойти на большой риск. Джобс не боялся неудач и того, какие последствия они будут иметь для его репутации, поэтому решил броситься в омут с головой: «Наконец-то я решился. Будь что будет, ведь мне действительно этого хочется. Если я попытаюсь и провалюсь, что же, я буду знать, что приложил все возможные усилия». С первых дней в Apple после возвращения Джобс назначил себя на должность временного генерального директора — interim CEO или сокращённо iCEO, — отражая свою неопределённую позицию.

Джил Амелио пытался выкупить Newton

Вернувшись в компанию, Стив Джобс первым делом существенно урезал её продуктовую линейку. В том числе разогнал инженеров, занимающихся разработкой Newton, одного из первых серийных КПК, который многие считают прообразом современного iPad. Но авторы книги открыли ещё один интересный факт, известный лишь ближайшему окружению Джобса: в конце 1998 года подразделение Newton пытался выкупить Джил Амелио.

Но Джобс наотрез отказался принимать предложение своего предшественника, постоянно становившегося объектом для насмешек за свою некомпетентность в управлении компанией из Купертино: «Я могу быть подлым и злым, но у всего есть предел. Я бы ни в коем случае не позволю ему и дальше унижать себя… или Apple».

Джонатан Айв боялся увольнения

Снижение количества разрабатываемых и выпускаемых продуктов означало также сокращение числа сотрудников. И одним из тех, кто боялся потерять работу, был Джонатан Айв. Это сейчас всем понятно, насколько неоценимую роль он сыграл в успехе Apple, но на момент возвращения Джобса в практически обанкротившуюся компанию никто не мог поручиться за сохранность своего рабочего места. Всемирно известный дизайнер вспоминает, как вновь назначенный генеральный директор впервые посетил его «вотчину»:

Во время первого посещения Джобсом дизайнерских лабораторий, Джонатан Айв был полон тревоги и сильно нервничал. «Тогда был первый раз, когда мы встретились, и Стив без конца говорил о воссоединении с Хартмутом Эсслингером, основателем компании Frog Design, который помогал в разработке дизайна первых компьютеров Macintosh», — вспоминает Айв. — «Когда он вошёл в студию, я подумал, что сейчас меня уволят».

Конечно, Стив не стал этого делать, хотя Айв знал, что у него были все основания это сделать, поскольку «продукты, которые мы выпускали в то время, были совсем не классным». К счастью, Джобсу сразу понравился молодой дизайнер благодаря своей способности очень просто объяснять сложные идеи: «Вы знаете Джони. Он мне сразу понравился. Во время нашей первой встречи я сказал ему, что Джил Амелио растрачивал его талант впустую».

Идея цифрового хаба Apple родилась у Билла Гейтса

В январе 2000 года Билл Гейтс во время выступления на CES объявил посетителям этой выставки потребительской электроники о своей концепции будущего, в котором компьютеры, бытовая техника, автомобильные системы, телефоны, телевизоры и КПК будут взаимосвязаны. Данная идея настолько приглянулась Джобсу, что тот не задумываясь реализовал её, назвав это во время анонса iTunes в 2001 году «цифровым хабом». Но самое интересное заключается в том, что Microsoft терпела неудачу каждый раз, когда пыталась воплотить эту стратегию в жизнь.

Отношение Джобса с представителями СМИ

Общение Джобса с журналистами было намного более расчётливыми, чем люди могли себе представить. Во время написания книги у Шлендера и Тецелли неоднократно создавалось впечатление, что не они берут интервью у Стива, а Стив берёт интервью у них. В конечном итоге каждый из них знал, что использует друг друга ради повышения интереса читателей: «У него всегда был скрытый мотив, когда он звонил по телефону», — резюмирую авторы.

Этой стратегией Джобс стал вовсю пользоваться после возвращения в Apple и найма Кэти Коттон на пост вице-президента по корпоративным связям. Он стал чуть ли не единственным сотрудником Apple, который мог общаться с ограниченным числом печатных СМИ (с годами их заменили избранные интернет-издания). Также он всегда лично представлял яблочные продукты, поскольку был лучшим оратором в компании.

И напоследок «бонусный» факт о нынешнем генеральном директоре Apple: в 1998 году Тим Кук был ответствен за утилизацию десятков тысяч никому не нужных Маков. Это было задолго до того, как компания из Купертино стала использовать вторичную переработку продуктов и стала заботиться об экологических аспектах своей деятельности.


Читайте также: