На прошлой неделе юристы Google наконец-то ответили на претензии консорциума Rockstar, обвинившего Google и его партнеров в нарушении патентов Nortel. Этот факт не ускользнул от Флориана Мюллера, патентного эксперта с более чем 25-летним стажем и автором блога FOSS Patents, который прокомментировал методы работы поискового гиганта.

Для тех, кто не следил за этой увлекательной историей, в двух словах напомню содержание «предыдущих серий»: в 2011 году консорциум Rockstar в ходе открытого аукциона победил Google и получил 6000 патентов обанкротившегося канадского производителя телекоммуникационного оборудования Nortel Telecom. Два года ушло на утверждение сделки государственными регуляторами, сортировку патентов и формирование претензий, после чего консорциум подал 2 иска:

  • Первый из них касался поискового гиганта лишь косвенно и был направлен против Samsung и шести других производителей смартфонов на базе мобильной операционной системы Android.
  • Второй иск направлен на основной бизнес Google — рекламу в поисковой выдаче, которая составила 92,4% от всего дохода компании в прошлом квартале.

Так вот, Флориан Мюллер пишет в своем блоге, что ответ Google представляет из себя жалобу, направленную в Федеральный суд Калифорнии и «наполненную обыкновенной риторикой против патентных троллей». По словам юристов поискового гиганта, члены консорциума Rockstar и, в особенности, Apple видите ли виноваты в том, что Google агрессивно боролся за право обладать патентным портфелем Nortel, и это «вынудило другие компании в индустрии объединиться и убрать данные патенты с рынка». В итоге Google ничего не досталось, а консорциум теперь имеет законное право использовать полученную интеллектуальную собственность в суде (видимо, в этом тоже Apple виновата).

Мюллер предлагает обратить внимание еще на один парадокс: Google активно призывает бороться с одними «патентными троллями», но при этом сам инвестирует миллиарды долларов в других «троллей».

Google финансирует разнообразные организации по борьбе с «патентными троллями». Например, такие как Computer & Communications Industry Association и Internet Alliance, образованный вместе с Amazon и Yahoo. Руководители таких организаций очень негативно говорят о патентах (в том числе, о программных) и об их применении. Правда, Google всегда выступает только против патентов других компаний, но никогда против своих собственных.

С момента заключения сделки с Yahoo десять лет назад и выхода на биржу Google еще ни разу не объявлял о крупном лицензировании чьих-либо патентов. Это очень резко контрастирует с распространенной в индустрии практикой. В 2007 году Google запустил свою мобильную платформу Android, используя — без какого бы то ни было лицензионного соглашения — сенсорный интерфейс от Apple, технологии операционной системы от Microsoft, Java от Oracle и, вероятно, изобретения других компаний. Некоторые владельцы интеллектуальной собственности были вынуждены подать в суд на Google и, в основном, производителей мобильных гаджетов на базе его мобильной платформы.

С тех пор у Google существует только одна цель, связанная с патентами: уйти от ответственности за их нарушение. Сперва компания пыталась вооружиться патентами, участвуя в каждом крупном аукционе, и несмотря на проигрыш в борьбе за портфели Novell и Nortel, им удалось купить около 2000 патентов у IBM, разную интеллектуальную собственность у неудачных стартапов и юридических лиц, которых она теперь называет «патентными троллями» и с которыми пытается бороться. Другой «тролль», Intellectual Ventures, также получил одну из своих первых инвестиций напрямую от Google.

Google заплатил 12,5 млрд. долларов за Motorola Mobility в надежде найти клад в их патентном портфеле. Но компания ничего не добилась в суде и не смогла запретить ни одного продукта Apple или Micorosoft. Более того, из-за чрезмерно агрессивного злоупотребления патентами Motorola, большинство из которых являются промышленными стандартами и подлежат обязательному лицензированию, на Google обратили внимание антимонопольные органы США и Европы. Вот почему шесть основных игроков отрасли (в том числе, аппаратный партнер Google) сформировали консорциум Rockstar и убрали с рынка портфель Nortel, обладающий гораздо большей силой, нежели интеллектуальная собственность Motorola. Если бы Google осуществил свой первоначальный план, вся отрасль оказалась бы в заложниках стратегии нарушения патентных прав Google Android.

Лицемерию Google нет предела.


Читайте также: