Сегодня в продажу поступила новая биография основателя Apple под названием «Becoming Steve Jobs». В ней Рик Тецели и Брент Шлендер попытались рассказать, как Стив Джобс превратился из высокомерного юноши, выброшенного из своей собственной компании, в настоящего лидера, способствовавшего превращению Apple в самую успешную компанию современности.

Собирая материал для книги, авторы встретились с ближайшим окружением Джобса, старательно записав многие неизвестные до сих пор истории. Среди этих людей оказались члены его семьи и столь известные личности, как Тим Кук, Джонатан Айв, Эдди Кью, Эд Катмулл, Джон Лассетер и Боб Айгер.

Джон Грубер, успевший ознакомиться с электронной копией «Becoming Steve Jobs» за неделю до начала продаж, успел похвалить её и зазвать «книгой о Стиве Джобсе, которую заслужил мир». По мнению известного блоггера, некоторые моменты являются «поистине сенсационными». Самой компании книга тоже очень понравилась:

«Спустя несколько лет после смерти Стива мы почувствовали свою обязанность больше рассказать о человеке, которого хорошо знали», — заявил пресс-секретарь Apple Стив Доулинг (Steve Dowling). — «Брент [Шлендер] был очень давно знаком со Стивом, и это дало ему уникальный взгляд на его жизнь. Это лучшая книга о Стиве, которая когда-либо издавалась, и мы очень рады, что согласились принять участие в её написании».

Неожиданное предложение

Пожалуй, самой неожиданной и трогательной историей стал рассказ Тима Кука о том, как он помогал Джобсу бороться с раком. Обнаружив, что у них со Стивом одинаковая группа крови, Тим решил пройти многочисленные медицинские тесты и предложить часть своей печени для пересадки. Но Джобс отказался, доказывая, что многие ошибочно считали его эгоистом. По словам Кука, это был один из тех редких случаев, когда Стив на него накричал:

Не желая быть узнанным, Кук отправился подальше от Калифорнии для проведения клинических тестов. Сдав анализы Тим узнал, что у него редкая группа крови, совпадающая с группой крови Стива. Тим начал разбираться в медицинских моментах и выяснил, что можно пересадить часть здоровой печени больному человеку, нуждающемуся в трансплантации. Ежегодно в США проводится около 6000 подобных операций, и шансы на успех для донора и реципиента достаточно высоки. Печень является регенеративным органом, и со временем пересаженная часть вырастет до нормального размера. То же самое произойдет и с печенью донора.

Вернувшись домой, он сразу же отправился к Стиву, но тот в резкой форме отказался принять предложение: «Он оборвал меня на полуслове, не дав договорить до конца», — вспоминает Кук. — «Нет. Я никогда не позволю тебе этого сделать. И я никогда не сделаю этого сам».

«Вы никогда не услышите нечто подобное от эгоиста. Я имею в виду, человек умирает, находится на грани жизни и смерти из-за проблем с печенью, и вот кто-то здоровый предлагает реальный выход из ситуации. Я говорю ему: „Стив, я совершенно здоров и проверился в больнице. Вот медицинский отчет. Я могу это сделать, ничем не рискуя, и буду в полном порядке“. А он даже не захотел меня слушать. Он не спросил „ты правда хочешь это сделать?“, не сказал „я подумаю об этом“… Он просто выпрыгнул из постели и закричал: „Нет, я не сделаю этого!“ Хотя его состояние тогда вправду было ужасным. За 13 лет, которые я его знаю, он всего 4 или 5 раз кричал на меня, и это был один из тех случаев.

Официальная биография

По словам Тима Кука, официальная биография Стива Джобса, написанная Уолтером Айзексоном,  весьма однобоко показывает основателя Apple:

Думаю, биография Айзексона оказала ему медвежью услугу. В ней просто перечислены истории, которые были известны до этого, и они описывают лишь некоторые аспекты его жизни. У вас может сложиться впечатление, что Стив был жадным, самовлюблённым эгоистом. Но она не характеризовала его личность в целом. Лично я ни за что не захотел бы так долго работать с человеком, описанным в этой книге.

Стив заботился о многих вещах. Он был очень увлечён деталями и хотел, чтобы всё было идеально. И это, на самом деле, являлось его отличительной чертой. Многие люди ошибочно воспринимали её, как высокомерие. Безусловно, он не бы святым, я не говорю об этом. Но ведь то же самое нельзя сказать и про каждого из нас. Он был выдающимся человеком, которого временами не до конца понимали. Стив, которого я встретил в 98 году, был дерзким и уверенным. Но за последние 13 лет в его характере по-разному проявились более мягкие и человечные черты. Например, у многих наших сотрудников и членов их семей были проблемы со здоровьем, и Стив заботился о том, чтобы эти люди получали должную медицинскую помощь. Он просто говорил «позвоните мне, если вам что-то потребуется».

Также у Стива было достаточно мужества, чтобы признать свои ошибки и измениться. Далеко не у всех людей его уровня есть подобные качества, не каждый из них способен сменить направление, даже если он обязан это сделать. Стив не поклонялся ничему кроме собственных ценностей. От всего остального он запросто мог отказаться. Это был настоящий дар.

План преемственности

Несмотря на сильное ухудшение состояния здоровья Джобс продолжал работать в Apple до последних дней и хотел, чтобы другие обращались с ним, как со здоровым. По словам Эдди Кью, Стив работал до последнего дня, появлялся на всех ключевых встречах: «Он работал, несмотря на жуткие боли. Часто можно было видеть, как на встречах он принимает морфий, но даже несмотря на это он всем интересовался».

Кук утверждал, что Стив начал разрабатывать план преемственности ещё в 2004 году. Для этого он нанял Джоэла Подольного (Joel Podolny), профессора из Йельской школы менеджмента, вместе с которым разработал концепцию Apple University. По задумке Стива, этот университет должен был стать «кузницей» нового поколения лидеров компании:

С каждым днём он проводил всё больше и больше времени со мной и другими людьми, поясняя, что именно стояло за его мыслями и поступками, почему он смотрел на вещи именно так, а не иначе. Тогда у него и родилась идея Университета Apple, в котором мы могли бы воспитывать и обучать новое поколение лидеров, рассказывая им об истории компании, принятых решениях и их последствиях.

Кампус 2.0

В книге содержатся некоторые подробности сотрудничества Стива Джобса с известным архитектором Норманом Фостером над проектом новой «космической» штаб-квартиры компании в Купертино, которая сейчас возводится на территории бывшего кампуса Hewlett-Packard:

Стив хотел, чтобы люди любили Apple. Не просто работали на неё, а действительно любили и понимали в глубине души, что представляет из себя компания, какие ценности она исповедует. Он хотел, чтобы люди понимали их и работали во имя высшей цели.

11 августа

Тим Кук вспомнил, как 11 августа 2011 года Стив Джобс пригласил его к себе домой и сообщил, что он должен стать следующим генеральным директором Apple. У Кука уже был опыт управления компанией в 2004 и 2009 годах, когда Стив уходил на вынужденный больничный, и Тим прекрасно понимал, что является самым очевидным кандидатом на этот пост. Но также он верил, что CEO должен стать человек из среды Apple.

Если вы верите в важность глубокого понимания культуры Apple, вы непременно должны остановить свой выбор на внутреннем кандидате. Если бы мне приходилось покидать компанию сейчас, я бы тоже рекомендовал вам человека из числа внутренних сотрудников, поскольку не верю, что человек со стороны может прийти и сразу оценить всю сложность нашей работы, понять нашу культуру. Думаю, Стив хорошо понимал это. Apple не смогла бы нормально функционировать, если бы новый генеральный директор пытался во всём его копировать. Я даже не думаю, что такой человек существует, хотя некоторые пытаются.

Тим Кук также вспомнил последние дни перед смертью Стива:

В ту пятницу я был у него дома, мы смотрели «Вспоминая Титанов» [сентиментальную историю про неудачливого американского спортсмена]. Я был очень удивлён, что он вообще захотел посмотреть такой фильм, ведь Стив никогда раньше не интересовался спортом. Мы смотрели и говорили о многих вещах, после чего у меня сложилось ощущение, что он был действительно счастлив. А на выходных всё полетело к чертям.

NeXT

В книге описывается не только последние, но и более ранние годы жизни Стива, включая его приключения с NeXT. Джобс довольно удачно определил подходящий сегмент рынка для продукции его новой компании — рабочие станции по 3000$ для высших учебных заведений, но NeXT никак не могла уложиться в этот ценовой диапазон, реализовывая самые безумные идеи Джобса. Поэтому настоящих покупателей этих компьютеров оказалось совсем немного.

Тогда NeXT решил позволить сторонним компаниям устанавливать NeXTSTEP, свою операционную систему, на чужое «железо». В качестве основного партнёра была выбрана корпорация IBM, которая могла помочь успешно бороться с гегемонией Windows, но Джобс сорвал переговоры:

Стив стал требовать от IBM больше денег, что привело к новому раунду и без того затянувшихся переговоров. После этого Джеймс Каннавино (James Cannavino) перестал отвечать на его звонки и отказался от идеи совместного сотрудничества. Данное решение практически никак не отразилось на IBM, для них это был лишь «План Б» по созданию настоящей альтернативы Windows. Но это больно ударило по NeXT.

Однако напряжённая атмосфера царила в компании ещё до провала сделки с IBM. Многим читателям будет интересно узнать, что несколькими месяцами ранее из неё начали увольняться сотрудники, основавшие NeXT вместе с Джобсом. Первым из них стал Дэниел Левин (Daniel Lewin). Разочарованный неудачами, перед уходом он посоветовал Стиву перестать сжигать остатки денег и почаще прислушиваться к своим коллегам. Спустя некоторое время его примеру последовало ещё несколько ключевых сотрудников, сопровождавших Джобса последние 2 года после изгнания из Apple. Всё это привело к тому, что NeXT отказался от производства «железа» и сосредоточился на разработке NeXTSTEP, которую впоследствии купила Apple.

О врагах

Во время одной из первых бесед с авторами книги Джобс упомянул только двух человек, которых считал «абсолютным злом»: Жана-Луи Гассе и Майкла Эйснера. С первым Стив пытался организовать заговор против Джона Скалли, но Гассе предпочёл наябедничать тогдашнему генеральному директору, и молодого Джобса выгнали из собственной компании. Спустя годы ему удалось отомстить «предателю», убедив Apple купить NeXT вместо Be, компании Гассе, испытывающей большие трудности.

Что касается Эйснера, то он никак не хотел признавать роль Стива в невероятном успехе Pixar, взлетевшего на вершину мирового анимационного кино, и постоянно пытался ставить ему палки в колёса. К счастью, в Disney быстро поняли, что это за человек, и заменили его на Боба Айгера, который быстро наладил хорошие отношения с Джобсом и сделал его одним из крупнейших акционером Disney.

Ещё несколько интересных моментов

В Apple на Джобса работало несколько ассистентов, но о них очень мало информации. Единственным помощником, чьё имя было на виду, являлся Баз Ординг (Bas Ording), который мог мгновенно визуализировать идеи Стива, а дизайнеры и разработчики в последствии реализовывали их в конечных продуктах.

У Стива был довольно простой дом, без охраны, сигнализации и даже гаражей. Он всегда держал двери открытыми и парковал машины перед домом. Как правило, большинство времени он проводил в большом саду вместе с супругой. В книге также приводится известная история о том, как Стив и его сын Рид помогли починить машину неизвестному парню. Возможно, большинство читателей очень сильно удивятся, прочитав об этом случае, но именно так и жил Джобс. Семья для него была той «тихой гаванью», в которой он мог чувствовать себя спокойно и комфортно.

Первая официальная биография Джобса также стала причиной появления большого количества слухов о работе над телевизором Apple. Уолтер Айзексон писал, что Стив хотел сделать с индустрией ТВ то же самое, что и с отраслью персональных компьютеров, музыкальных плееров и смартфонов, создав телевизор, который был бы прост в использовании: «У него будет наиболее простой пользовательский интерфейс, который только можно представить. И я наконец-то понял, как это можно сделать». Однако авторы книги «Becoming Steve Jobs» утверждают, что он совершенно не интересовался этой отраслью, заявив как-то Джонатану Айву: «Мне просто не нравится телевидение. Apple никогда не будет производить телевизоры».

Как видите, книга очень интересна, но доступна сейчас только на английском языке. Приобрести её можно в американском iBookstore (13$), других электронных магазинах или заказать на Amazon.com бумажную версию — она обойдётся примерно в 20$.


Читайте также: