Спустя почти три года после выпуска технологии видео-кодирования WebM в качестве «бесплатной» и открытой альтернативы стандарту H.264, развитием которого занимается Apple и ряд других компаний, руководство Google призналось, что их первоначальное мнение было ошибочным, и теперь поисковый гигант собирается заплатить все необходимые лицензионные отчисления за нарушение патентов.

Google выпустила WebM в 2010 году после покупки небольшой фирмы On2, занимающейся разработкой проприетарных инструментов для видео-компрессии. А еще через некоторое время был представлен формат VP8 в качестве «свободного от лицензионных отчислений» конкурента распространенной технологии MPEG H.264, принятой Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization или сокращенно ISO).

Этот анонс обрадовал других представителей сообщества Open-Source, особенно команды Opera и Mozilla, которым не хотелось платить отчисления за использование H.264. Ранее эти браузеры поддерживали Ogg Theora, более старый и менее функциональный кодек, но ему наконец появилась хорошая замена. Другими «рычагами воздействия» для популяризации WebM/VP8 у Google являлись свой собственный браузер Chrome и сильные позиции в сфере интернет-видео благодаря сервису YouTube.

Тем не менее, был у технологии Google и ряд существенных недостатков, препятствующих её распространению, главным из которых является нарушение интеллектуальной собственности H.264. А теперь, спустя годы юридического увиливания, поисковый гигант нашел в себе силы признать проблему и согласился лицензировать все необходимые патенты:

«Это значительное достижение с точки зрения усилий Google по превращению VP8 в широко распространенный формат для отображения веб-видео, — заявил Аллен Ло (Allen Lo), заместитель главного юрисконсульта Google по вопросам патентов в пресс-релизе. — Мы высоко ценим сотрудничество с MPEG LA, благодаря которому это стало возможным».

У кодека есть и другие проблемы, но именно по поводу всей этой ситуации с патентами и мастерского жонглирования понятиями «свободное» и «открытое» программное обеспечение прекрасно выразился создатель сервиса Instapaper Марко Армент:

Судя по всему, мы наблюдаем появление нового шаблона: Google явно (и зачастую умышленно) нарушает чужую интеллектуальную собственность, не верит в какие-либо юридические последствия от своих действий, и утверждает, что всё это делается во имя «открытости» или другой подобной чуши. Тем самым они демонстрируют самый высокий уровень высокомерия, вседозволенности и недобросовестного отношения.

Понятие «открытости» имеет очень мало общего с тем, что они делают. На самом деле большую часть времени они пытаются получить контроль над вебом для себя и своих продуктов. Если они действительно заботятся об «открытости», пусть откроют и нетривиальные части бизнеса компании, например, поисковые или рекламные алгоритмы.

Как обычно, «открытость» — это лишь пустые слова. Но они работают. И работают очень хорошо. Вы не поверите, насколько много людей после публикации этой статьи мне напишет, что Google вносит свой вклад от чистого сердца и великодушия. И они счастливы передать все больше и больше данных о своей частной жизни в очень закрытые хранилища крупнейшей рекламной компании в мире.

На самом деле, с этой точкой зрения довольно сложно не согласиться.


Читайте также: