Когда в прошлом году FlatWorld Interactives подали иск против Apple, практически никто не придал этому значению. Подумаешь, новость — очередной «патентный тролль» хочет откусить побольше от огромного денежного пирога компании из Купертино. Но благодаря раскрытым в ходе судебного разбирательства документам стало понятно, что перед нами не совсем обычная история. Точнее, история предательства Apple.
Одним из основателей FlatWorld является филадельфийский профессор Славко Милекич (Slavko Milekic), который владеет несколькими патентами и значится их изобретателем. А другие 35% компании контролировали Джон и Дженнифер Макалис. Этот факт примечателен в первую очередь тем, что Джон работает адвокатом в одной из крупнейших юридических фирм США «Морган, Льюис и Бокиу» (Morgan, Lewis & Bockius), которая оказывает юридические услуги по вопросам патентного права половине корпораций из списка Fortune 100, в том числе, и Apple, располагая доступом к её конфиденциальной информации начиная с 2003 года.
История компании FlatWorld началась почти 7 лет назад, в августе 2006 года, когда Дженнифер Макалис встретила профессора-«изобретателя» Милекича. Изначально партнеры по бизнесу оптимистично смотрели в будущее и планировали использовать программную технологию филадельфийца для создания настоящих продуктов. Однако, судя по почтовым логам, у Дженнифер и её мужа уже тогда был запасной план: если честным путем денег заработать не получится, значит они постараются засудить Apple за нарушение патентов.
Милекича сначала в свой «план Б» они не посвящали, поскольку на тот момент он не подозревал, что разрабатывает компания из Купертино. Но фурор, который произвела презентация Стива Джобса в январе 2007 года, окончательно убедил супругов — вариант с иском является наиболее привлекательным. И уже через 6 дней после анонса iPhone Макалисы, потирая руки в предвкушении большого куша, обменивались друг с другом радостными электронными сообщениям, обсуждая «потенциальные нарушения» и «потенциальное разбирательство».
Более того, к середине 2007 года супруги убедили Малекича подать все необходимые документы на получение обновленных версий патентов. «Изобретатели» сознательно изменили формулировки, чтобы они еще больше соответствовали описанию системы мультитач-жестов iPhone, и стали ждать ответа от патентного бюро США.
Тем временем дела у FlatWorld шли ни шатко, ни валко, и надежды на частный заработок таяли с каждым днем. В 2008 году партнеры создали 3 больших сенсорных панели для цветочного шоу, проходящего в Филадельфии, но еще до установки две из них разбились. Год спустя компания заключила вторую и, как дальше выяснится, последнюю сделку в своей недолгой истории, поставив инсталляцию из сенсорных дисплеев в местный зоопарк.
Я не случайно взял слово «изобретатель» в кавычки, поскольку Милекич не написал ни строчки кода, не создал ни единого класса или метода для своей технологии. В интервью он не раз заявлял, что программное обеспечение для своей технологии было создано на базе пакета RunTime Revolution, способного «научить программированию любого, кто умеет пользоваться компьютером». Знала об этом и Дженнифер Макалис: «Поскольку Милекич является психологом, с его продуктом могут управляться даже дети. У него нет указаний или инструкций. Люди знают, что нужно делать, поскольку всё просто и интуитивно».
Однако, факт остается фактом: какими бы интуитивными и простыми ни были продукты FlatWorld, компания заключила лишь 2 сделки за 2,5 года, так и не запустив обещанный проект ShowMe Tools (он заглох в 2008 году). Поэтому партнеры сосредоточились на «плане Б» и поиске союзников, поддержкой которых неплохо было бы заручиться перед подачей иска. Джон, напомню, работал в одной из крупнейших юридических фирм США, поэтому найти контакты нужных людей не составило труда.
Первым делом он связался с компанией Rembrandt IP, патентным агрегатором, который заработал в свое время кучу денег на патентных спорах с американскими корпорациями. Переписка длилась большую часть 2007 года, но так ничем и закончились. Супруги не расстроились и стали рассылать письма всем подряд. Их содержание сводилось примерно к следующему:
Мы разработали собственную технологию, которая позволяет человеку взаимодействовать с компьютером, просто прикасаясь к изображению на сенсорной поверхности. Эта же технология лежит в основе хорошо известного iPhone от компании Apple и других конкурирующих смартфонов.
В настоящее время мы развиваем свои интерактивные инструменты для презентации с использованием этих технологий… Наши патенты описывают точно такой же механизм жестов, который используется в продуктах iPhone и iPod touch. Согласно патентным экспертам, у нас есть отличное преимущество против Apple в суде, если мы решимся на этот шаг. Мы также заинтересованы в лицензировании нашей интеллектуальной собственности компаниям, желающим заполучить технологии, которые использует Apple.
А вот и список некоторых адресатов Дженнифер Макалис:
- В феврале 2008 года она отправила письмо человеку, связанному с патентным отделом Microsoft, но ответа не последовало.
- Осенью 2009 партнеры безуспешно пытались достичь соглашения с Acacia Research, крупнейшей публичной корпорацией, занимающейся сбором патентов.
- В марте 2010 деловое предложение было направлено в Google. В нём Макалис специально подчеркнула, что патенты FlatWorld могут пригодиться поисковому гиганту в битве против Apple — ведь он заведомо был переформулирован, чтобы iPhone его нарушал. Никакого ответа от Google не последовало.
- В июне и июле 2010 велась переписка с брокерской компанией ICAP Ocean Tomo.
- В апреле 2011 Дженнифер связалась с главой юридического отдела Nokia, который занимается вопросами интеллектуальной собственности. Сначала он заинтересовался, но дальше пары писем дело не пошло.
Не сумев найти увесистого союзника, Макалисы решили «бодаться» с Apple самостоятельно и обратились в суд в апреле прошлого года — как раз после того, как бюрократическая машина Офиса по патентам и торговым маркам США наконец-то выдала Милекичу «обновленные» патенты. В течение следующих трех месяцев FlatWorld подали аналогичные иски против LG Electronics, Samsung и широкого спектра смартфонов, выпускаемых этими компаниями.
Но самое интересное началось в феврале этого года, когда дело наконец-то дошло до суда, и Apple узнала, кто и за что её судит. В Морган Льюис поспешили сделать все, чтобы не потерять такого крупного клиента, как Apple, и быстро уволили Джона Макалиса из штата, удалив заодно его биографию с сайта фирмы. Более того, они предоставили компании из Купертино полный доступ к рабочему компьютеру незадачливого адвоката, который не брезговал вести на нем личные дела.
В общем, на данный момент вопросов больше, чем ответов, ведь мы видим лишь верхушку айсберга. Но проблема поднята очень серьезная, и неизвестно, сколько крупных юристов таким образом атакуют корпорации вместо того, чтобы их защищать.
Последние комментарии