Если вы знакомились с историей яблочной компании, то, как минимум, должны были слышать о Жане-Луи Гассе, который в 1981-1990 занимал пост исполнительного директора Apple Computer и знаком с внутренней кухней Купертино не понаслышке. На прошлой неделе он опубликовал удивительно интересную статью под названием «Apple Never Invented Anything», которую я с удовольствием перевел для наших замечательных читателей.

«Мсье Вуатюр, вы безнадежный [нецензурное французское ругательство]! Вы до сих пор не можете приготовить нормальный майонез! Я покажу вам в последний раз, стоя на одной ноге…»

Могу поспорить, связь с названием сегодняшней статьи станет вам очевидна через несколько секунд.

Прежде чем бросить колледж в 1968 году и присоединиться к HP, я за три года сменил несколько странных рабочих мест — мой «психосоциальный мораторий», как говорят в таких случаях. И вот одна из тех историй: я работал официантом в парижском ресторане на улице Галанде, неподалеку от Нотр-Дам.

Моя работа заключалась в том, чтобы ежедневно до открытия заведения готовить винегретную заправку, ремулад и майонез, приправы для hors d’oeuvres (закуски по французски), которые я развозил на маленькой тележке.

С винегретной заправкой и ремуладом у меня проблем не было, но вот с майонезом я не дружил: изо дня в день не мог добиться однородности смеси, а шеф-повар постоянно меня ругал.

Потом он хватал cul-de-poule (стальная миска с круглым дном), бросал туда горчицу, уксус и немного масла, разбивал яйцо об её край, отделял белок от желтка и добавлял его в смесь — и всё это одной рукой. Я вижу возможность расположить его к себе и услужливо хватаюсь за венчик.

«Нет, вилка — это всё, что мне нужно».

 

Стоя на одной ноге, как и обещал, он мастерски взбивает смесь — это уже начинает походить на майонез — шеф-повар нюхает содержимое миски и уходит. Остальное было очевидно: нужно было налить масло тонкой струйкой и спокойно взбить. Я неоднократно пытался это повторить.

Данный эпизод оставил след в моей памяти, и я вспомнил о нём, когда впервые увидел iPad.

Тридцать лет индустрия пыталась создать планшет, причем, прикладывала для этого очень много усилий. Устройства появлялись один за другим. Dynabook Алана Кея, Go, Ео, GridPad, разнообразные Tablet-PC под управлением операционной системы Microsoft и даже Newton от Apple в начале девяностых… но они не «взлетели».

А когда в январе 2010 года Стив Джобс вышел на сцену с iPad, всё вдруг стало простым и очевидным, и неудачи трех последних десятилетий мгновенно забылись.

Это возвращает нас к оживленному спору в комментариях к статье на прошлой неделе, затрагивающем талант Apple к изобретательству:

«…переход от стилуса к жестам (управлению пальцами) стал причиной изменений в технологиях, а не каким-либо изобретением Apple — жесты существовали задолго до iPhone. IPAQ на моем столе, как напоминание, — продукт, созданный перед внедрением технологии. К сожалению, Apple исчерпала способность к настоящим инновациям…»

Другими словами: «ничего нового, никаких инноваций, все ингредиенты уже находились где-то рядом». Другой читатель отвечает на этот комментарий:

«IPAQ — это предшественник iPad?

Вы сейчас под действием наркотиков?»

Так или иначе, гордый владелец IPAQ разделяет следующую точку зрения: основные ингредиенты одинаковы. В конце концов, программное обеспечение состоит из нулей и единиц. Их количество и порядок может меняться, но суть не в этом. «Железо» тоже состоит из протонов, нейтронов и электронов, ничего оригинального. Apple ничего не «изобрела», а iPad — это просто их собственная интерпретация известного рецепта планшета.

Если следовать этой близорукой логике, Эйнштейн тоже не изобретал теорию относительности, Анри Пуанкаре уже высказывал подобные идеи до него, собственно, как и Хендрик Лоренц. И, если подумать об этом, уравнения Максвелла уже содержали все основные ингредиенты, Эйнштейн «просто» нашел способ объединить их с ньютоновской механикой.

Однако, вернемся к кухне: где кроется талант? В доступе к общедоступным ингредиентам или в тонком, творческом — если не магическом — умении их комбинировать? Блюда Алена Дюкасса, Алена Сендеренса и Джоэля Робушона, возможно, будут нам не по карману, тем не менее, легкие печенья-безе Пьера Ерме хотя и доступны, но кажутся чем-то не из этого мира.

Автомобили Бренда X (я не хочу никого обидеть) и BMW (я на нём не езжу) созданы из стали, алюминия, пластмассы, резины и электроники от подобных — а зачастую одних и тех же — поставщиков. Но шеф-повары этих компаний смешивают изначальные ингредиенты по-разному, с сильно отличающимися эстетическими и финансовыми результатами.

Является ли IBM изобретателем персонального компьютера? Изобрела ли HP карманные калькуляторы и настольные компьютеры, которые когда-то вывели их на вершину мира высоких технологий? Может быть Генри Форд изобрел автомобиль?

В общем, да, если мы будем обсуждать список основных ингредиентов, то Apple, конечно же, ничего не придумала… Ни Apple II, ни Macintosh, ни iPod, iPhone или iPad, не говоря уже о розничных и программных магазинах. В том или ином виде мы всё это уже видели раньше .

Тем не менее, мы не можем игнорировать факты: в создание этих творений был вовлечен один и тот же шеф-повар. Он не писал код, не проектировал аппаратную составляющую, но он был на кухне — «исполнительный шеф-повар», говоря на торговом языке, обладающий уникальным даром подобрать и объединить ингредиенты в уникальный продукт.


Читайте также: