Вчера в NY Times, одном из любимых изданий Стива Джобса, которое он каждый день читает на прототипе еще не выпущенного iPad второго поколения, опубликовали очень интересную статью про то, как могла сложиться судьба Apple, если бы Большого Босса из Купертино не отстранили от управления компанией в 1985 году. Чему научился он за эти долгие 12 лет и какой урок для себя извлек? Об этом и будет достаточно вольный, по традиции, перевод.

Сага Стивена Пола Джобса настолько хорошо известна, что стала частью национальной мифологии: блудный сын вернулся в Apple в 1997 году на тонущий корабль и превратил её в одну из самых ценных компаний в мире.

Но Джобс образца середины 80-х, вероятно, не смог бы привести Apple к нынешнему успеху, не отправься он в свое время в наполненную мучениями бизнес-одиссею.

Лоуренс Эллисон (Lawrence J. Ellison), исполнительный директор Oracle, хорошо знает об этом. В августе, после увольнения Марка Херда с поста исполнительного директора Hewlett-Packard, Эллисон в электронной переписке с NY Times отметил, что совет директоров HP принял «худшее кадровое решение с тех пор, как много лет назад идиоты из правления Apple уволили Стива Джобса».

На самом деле, его не уволили. Джобс был освобожден от операционных обязанностей во время реорганизации компании в мае 1985 года. Но он все еще был председателем компании. Apple чувствовала себя неважно: продажи Macintosh, представленного в предыдущем году, не оправдали ожиданий и компания направилась к первому в своей истории провалу. А в сентябре 1985 года Джобс ушел из Apple и основал свою новую компьютерную компанию «NeXT».

Давайте представим, что Стив не ушел в 1985 году. Допустим он убедил правление вытеснить своего заклятого врага, Джона Скалли, после чего сразу же стал исполнительным директором и президентом компании. Покорились бы Apple достигнутые вершины уже 12 лет назад?

Откровенно говоря, вряд ли бы произошло что-нибудь подобное. Стив Джобс, который вернулся в Apple, стал гораздо более уверенным лидером благодаря своему негативному опыту в NeXT. Он провел 12 бурных, болезненных лет, так и не сумев сделать свою новую компанию прибыльной.

NeXT создавалась с целью создания мощного компьютера специально для клиентов в сфере высшего образования, предоставляя студентам и ученым то, что Джобс назвал «персональным большим ЭВМ».

Советники из университетов отмечали, что цена такого компьютера не должна была превышать 2000$ (в то время Mac’и продавали в колледжи по льготной цене в 1000$). Но стоимость NeXT, после его представления в 1988 году, составила 6500$. К тому же, он не комплектовался принтером, который стоил еще 2000$. Не удивительно, что колледжи и университеты отказались от такого предложения. Тогда Джобс попытался выйти на корпоративных клиентов, пользуясь услугами компании Businessland, однако, новая цена в 9995$ оставила рынок равнодушным.

Соратники Джобса пытались указать ему на проблемы, но он остался невозмутим. В 1992-93 годах семь из девяти вице-президентов NeXT были уволены или ушли по своему желанию.

В этот период Стив контролировал практически каждый аспект работы компании. Он руководил разработкой компьютера, постройкой и дизайном интерьеров офисов компании и даже мог в течение получаса указывать команде по озеленению прилегающих садовых территорий на точное размещение спринклерных головок.

Комплектующие и программное обеспечение NeXT были наполнены инновациями, Джобс создал первую простую в использовании Unix-машину, но основной рынок пожал плечами, ведь он уже помог популяризировать другой «простой в использовании» компьютер, Mac. Поэтому NeXT не смог себя дифференцировать — и дело было даже не в деньгах, которые хотела компания за свой компьютер.

Продав только 50000 компьютеров за семь лет, Джобс закончил с производством аппаратного обеспечения, уволил более половины из своих 500 сотрудников и сосредоточился на разработке/продаже программного обеспечения NeXT. После чего, в конечном итоге, Apple приобрела компанию в 1997 году и использовала NeXTSTEP в качестве основы Mac OS X.

Все последние годы, с iPod, iPhone и iPad, он работал над устройствами, которым нет места в узких рамках определения «компьютер». Он не изобрел медиаплеер, смартфон или планшет, но он понял, что на этих ранках никто еще не представил эквивалент Mac. Таким образом, это дало широкие возможности для испытания его талантов.

Кевин Комптон (Kevin Compton), исполнительный директор Businessland во времена NeXT, описывал Джобса после возвращения в Apple таким образом: «Все тот же Стив в своей страсти к совершенству, но новый Стив в понимании того, как можно расширить возможности большой компании и реализовать свое видение». Однако, Джобс узнал в NeXT самое главное — не стоит все делать самому.

Чтобы это понять, потребовалось 12 удручающих лет, много синяков и бесценный опыт, накопленный в изгнании. Если бы он вместо этого остался в компании, преобразование Apple Computer в одну из крупнейших современных корпораций, возможно, никогда бы не произошло.


Читайте также: