Десять лет назад, 13 сентября 2000 года, Apple выпустила публичную бета-версию своей ультра-современной операционной системы Mac OS X, которая должна была заменить классическую Mac OS. За каких-то 30$ любой маковод мог заказать через интернет-магазин Apple новенький компакт-диск и ощутить незабываемые ощущения от прикосновения к частичке будущего, которой была уготована участь стать, наверное, самой инновационной операционной системой в мире и переманить множество сторонников с PC на Mac. Давайте оглянемся назад и вспомним, как это было…

За последние 10 с небольшим лет Apple прошла очень долгий и сложный путь от компании, которая в конце 90-х годов боролась за выживание, к корпорации-лидеру, совершившей не один переворот общественного создания выпуском абсолютно не похожих ни на что продуктов. 10 лет назад у компании не было сверхуспешных айфонов и айпадов, был, правда, довольно популярны iMac. Но для успеха железа не хватало программной начинки, преимущества которой стали бы главным аргументом в выборе яблочного моноблока. Именно Mac OS X и стала такой программной начинкой.

Еще в начале 90-х годов Apple располагала, несомненно, лучшей настольной ОС на рынке персональных компьютеров. Но запуск Windows NT в 1993 году и Windows 95, ставшей очень популярной среди пользователей, пошатнули лидерство Apple. Компания оказалась в очень сложном положении, так как революционная Macintosh OS, впервые выпущенная еще в 1984 году, практически моментально стала устаревшей. В тот момент, казалось, смерть маленькой Apple была неминуема. Особенно, если ничего не предпринимать.

И компания принялась искать замену, превратив поиски преемника Классики в многосерийную эпопею, — за это время у Apple сменилось 3 генеральных директора и было выпущено много различных кандидатов OС, но ни один из них не был интересным. В конце концов, руководство компании принимает единственно верное решение…

Истоки NeXT

Стив Джобс начал творить историю NeXT в 1985 году после ухода Apple. Новую компанию создать было проще простого, имея за плечами многомиллионное состояние и четкое представление о том, чего он хочет добиться. Поиск команды талантливых инженеров и программистов тоже не занял много времени — многие из них пришли из Apple, к большому огорчению яблочной компании.

Основная идея NeXT предполагала создание передового инновационного компьютера и такой же ОС. Поэтому новый подход к архитектуре UNIX в виде экспериментального микроядра «Mach» чрезвычайно заинтересовал Джобса и его команду. Естественно, один из самых выдающихся разработчиков Mach, Аветис Теванян (Avetis Tevanian, в то время 24-летний студент), сразу же был приглашен в штат NeXT и принялся заниматься проектированием графического интерфейса вокруг уже имеющегося ядра. К 1988 году продукт был закончен, получил называние NeXTSTEP и дебютировал в том же году в составе первого NeXT Computer.

Конечно, для своего времени NeXT Computer был удивительно передовым. Но при этом очень дорого стоил даже для целевого сегмента NeXT — рынка научных исследований. После нескольких неудачных лет Джобс решил закончить производство компьютерного железа и полностью сосредоточиться на программном обеспечении — NeXTSTEP — операционная система продолжила эволюционировать в 90-х и даже была адаптирована для некоторых «чужих» архитектур вроде SPARC и x86.

А в 1996 году Стив Джобс пригласил руководство Apple к себе в гости и показал им созданную систему. В декабре этого же года, как гром среди ясного неба, Apple объявила о покупке NeXT (с целью использования NeXTSTEP в качестве замены Mac OS) и возвращении основателя компании в родные пенаты.

От NeXTSTEP к Rhapsody

Спустя некоторое время Стив Джобс снова стал у руля компании в качестве iCEO (временного генерального директора) и сразу же назначил своих NeXT-союзников на все руководящие должности, например, Аветис Тавенян стал вице-президентом по разработке программного обеспечения, проработав на этой должности до 2006 года.

Инженеры Apple сразу же приступил к работе над новой ОС, используя NeXTSTEP 4.2 в качестве отправной точки. Так начался долгий трехлетний процесс превращения продвинутой, но неизвестной UNIX-системы в потребительскую ОС, с которой мог работать любой желающий. Проект получил кодовое имя «Rhapsody» (в середине 90-х Apple использовала терминологию из классической музыки для обозначения прототипов операционных систем).

Разработка Rhapsody сводилась к интеграции фундамента NeXTSTEP с идеями интерфейса, которые были бы знакомы пользователям старой Mac OS, сохраняя при этом некоторую степень обратной совместимости. В результате получился рабочий прототип системы, который функционировал как NeXTSTEP, а выглядел как тема «Platinum» из Mac OS 8. И уже в августе 1997 года Rhapsody Developer Release (так назвали эту версию) был разослан разработчикам, чтобы они начали перенос адаптацию своих программ к глобальному обновлению.

Правда, все оказалось немного сложней, чем представлял себе Джобс. Серьезное сопротивление новой операционной системе оказал Adobe — ключевой разработчик графического ПО, столь необходимого для пользователей Mac. Кроме этого, в Apple изначально хотели направить всю новую разработку через систему программирования «Yellow Box». Это бы позволило очень быстро и легко портировать разработанные для Rhapsody приложения на другие операционные системы и даже процессорные архитектуры, например, PowerPC и x86.

К сожалению, за хорошей идеей скрывалась одна проблема — разработчикам просто не захотелось полностью переписывать уже имеющиеся продукты с нуля (одной из таких компаний и был давний союзник Adobe). поэтому отсутствие поддержки со стороны разработчиков заставили Apple, в конечном итоге, отказаться от первоначальных планов развития Rhapsody.

Однако, эта система не была заброшена, породив слухи о Mac OS X. Под новым названием Apple в марте 1999 года выпустили первую коммерческую версию Rhapsody, которая получила название Mac OS X Server 1.0. Система сохранила классический «платиновый» интерфейс, но её сердце билось в ритме NeXTSTEP.

От Rhapsody к Mac OS X

В 1999 году яблочное сообщество узнало о Mac OS X, но маководы даже не подозревали о том, что еще летом 1998 года Apple тайно начала разрабатывать графический интерфейс «Aqua». Холодное отношение разработчиков к Rhapsody вынудило Джобса выбрать другой подход для завоевания пользователей, а новый интерфейс стал практически основной частью этого подхода.

Впервые Aqua был показан под «охи и ахи» ошеломленной аудитории во время презентации на Macworld Expo 2000. Полноценный генеральный директор (Стив, наконец-то, убрал из своей должности приставку interim) в тот день провел большую часть своего выступления за компьютером,  наглядно показывая новые возможности интерфейса. Особенно пользователям понравились эффекты Дока и красочные иконки. Ранее никто чего-либо подобного не видел и у пользователей, что называется, началось бурное слюноотделение.

Но релиз такой системы — дело очень непростое. Компания, даже располагая всеми возможностями и ресурсами, просто не могла проводить характерный для неё тайный процесс бета-тестирования. Поэтому Стив Джобс решился выпустить платную публичную бета-версию Mac OS X, доступную через веб-сайт Apple. Пользователи, которые могли и хотели помочь с тестированием, спокойно заплатили 30$ и получили впоследствии такую же скидку при покупке финальной версии Mac OS X.

Конечно, первые отзывы были смешанными, но оптимистичными. Одно было очевидно — OSX имеет огромный потенциал в будущем. Кроме этого, Apple удалось сделать систему привлекательной для разработчиков: поддержка приложений из Классики и использование Carbon API позволяли не чувствовать себя обделенными в выборе инструментария для разработки ПО. Но, что самое главное, Стив Джобс озвучил новую стратегию компании, подразумевающую комплектацию всех будущих компьютеров новой системой и постепенный отказ от поддержки Mac OS вне зависимости от того, понравилось ли это фанатам или нет.

Удивительная история, не правда ли?

UPD: кстати, на YouTube можно найти анонс Mac OS X на Macworld, состоящий из трех частей: 1, 2 и 3.


Читайте также: