Apple и GT Advanced Technolgies изо всех сил старались сохранить в секрете документы, описывающие эксклюзивное соглашение между бывшими партнёрами, после того, как вторая компания обратилась в Суд по банкротству США с просьбой предоставить ей возможность реорганизовать свой бизнес. Но недавно судья постановила открыть их, поскольку эти документы не содержат корпоративные тайны или другую конфиденциальную информацию. И теперь мы можем узнать не только условия сделки по сапфировому стеклу, но и взглянуть на практику ведения бизнеса компании из Купертино.

Согласно письменным показаниям главного операционного директора GT Даниэля Сквиллера (Daniel Squiller), совместный проект получил кодовое название «Project Onyx». Сотрудникам GT строго-настрого запрещалось упоминать Apple или сам проект, кроме как по кодовым именам. К тому же, им требовалось пройти специальные тренинги в отношении конфиденциальности и секретности, а также подписать обширное соглашение о неразглашении информации. О подробностях проекта знали только ключевые сотрудники — так яблочная компания надеялась сохранить сделку в тайне как можно дольше.

От GT требовалось создать квалифицированную службу безопасности и придерживаться строгих принципов, которые подразумевают наблюдение за своими работниками в режиме 24/7, отслеживание всех конфиденциальных поставок и безопасное уничтожение ненужных материалов для предотвращения потенциальных утечек.

По одному из условий соглашения, Apple получала возможность проводить полный аудит, инспектировать завод в городе Меса и опрашивать персонал, дабы убедиться в том, что GT соблюдает соглашение о неразглашении, а за каждое нарушение поставщику пришлось бы заплатить внушительный штраф в размере 135 тыс. долларов, чтобы оплатить стоимость аудита и усиление безопасности на предприятии.

Несмотря на все эти ограничения, GT Advanced Technolgies должна была соответствовать кодексу Apple для поставщиков, обеспечивая безопасные рабочие условия для всех сотрудников, выполнять заказы в течение семи лет после «окончания установленного срока жизни» яблочных продуктов, использующих сапфировое стекло, а также поддерживать «адекватный запас материалов» для их сервисного обслуживания. Судя по всему, подобные сделки Apple заключается со своими другими поставщиками.

Теперь несколько слов о причинах банкротства компании. Как отметил Сквиллер, этому поспособствовали драконовские условия контракта. Технологический гигант заключил «обременительную и одностороннюю сделку» с поставщиком в 2013 году. Изначально Apple согласилась купить печи для обжига сапфирового стекла самостоятельно, но потом внезапно передумала и заставила своего партнёра покупать всё необходимое оборудование за свой счёт, предоставив им для этого кредит в размере 440 млн. долларов.

Таким образом яблочная компания переложила все экономические риски на GT Advanced Technolgies, сотрудничая с ними в качестве кредитора. Более того, у Apple не было никаких обязательств по покупке сапфирового стекла. Но GT ничего не оставалось сделать, как согласиться на новые условия, поскольку они «потратили месяцы на заключение этого контракта, не имея возможности рассмотреть другие предложения от конкурентов Apple» — в ходе «обширных и всепоглощающих» переговоров производителю сапфирового стекла было запрещено общаться с другими компаниями.

Apple также сообщила, что GT нужно либо согласиться на все условия, либо лишиться возможности дальнейшего сотрудничества. В дальнейшем выяснилось, что затраты на покупку оборудования оказались для поставщика неподъёмными, плюс компания из Купертино выбрала такие печи для производства сапфира, которые попросту «не позволяли выпускать продукт, удовлетворяющий требованиям Apple», а после отказалась вносить изменения в список оборудования. В результате GT пришлось «привлечь практически все свои денежные и корпоративные ресурсы» в обустройство аризонского завода, что поставило под угрозу факт существования компании — только на поддержание операционной деятельности им приходилось тратить ежесуточно по 1 млн. долларов.

Пресс-служба Apple уже успела назвать показания Даниэля Сквиллера «неправдивыми, не относящимися к делу и дискредитирующими»:

Заявления мистера Сквиллера выходят далеко за рамки того, что является разумным и необходимым для описания текущей финансовой ситуации должников. Вместо этого они включают беспричинную характеристику мотивов, тактику ведения переговоров и деловую практику Apple.

Не спорю, быть поставщиком Apple непросто, но без такого жёсткого отбора подрядчиков у неё попросту не получилось бы выпускать лучшие продукты на рынке. Радует одно — компании полюбовно договорились о прекращении сотрудничества и освободили друг друга от любых взаимных претензий.


Читайте также: