Пожалуй, самой обсуждаемой новостью на этой неделе стала покупка Nest Labs компанией Google за 3,2 млрд. долларов. Она занималась разработкой отлично спроектированного «интеллектуального» термостата и детектора дыма. Филип Элмер-Девитт (Philip Elmer-DeWitt), ведущий в Fortune колонку Apple 2.0, попытался объяснить, почему Apple даже не пыталась перехватить стартап Тони Фэйделла. Передаю ему слово.

В начале неделе технологическая пресса сошла с ума, но это и неудивительно. Три миллиарда — очень большая сумма денег, а Nest основал Тони Фэйделл — настоящая звезда Кремниевой долины, один из бывших топ-менеджеров Apple, который приложил руку к созданию двух легендарных продуктов Стива Джобса — iPod и iPhone.

Также нет ничего удивительного в том, что комментаторы стали довольно быстро задавать один и тот же вопрос: почему Apple не захотела покупать или предложить какую-либо сумму за Nest? Один из журналистов Business Insider даже предположил, что, упустив Фейделла в Google, компания из Купертино лишилась одного из потенциальных кандидатов на пост генерального директора в будущем.

Я вижу несколько нестыковок в подобных рассуждениях:

  • Проблема «бывших сотрудников». Apple не была обязана покупать Nest Labs только потому, что её основателем оказался Тони Фэйделл. Список стартапов, основанных бывшими сотрудниками Apple, которые Купертино решила не покупать в прошлом, очень длинный и изобилует известными компаниями. Он включает в себя Palm, TiVo, LinkedIn, Flipboard, Pandora, Inkling, Tapulous, UpThere, CopperPix, Meeteor, Path, Posterous, Agnilux, Apperian, Caustic Graphics, Fotonauts, FreePath, Strobe, Tumult, Push Pop Press, NoiseToys, StockTwits. И это далеко не все.
  • Проблема сбора информации. Главной причиной покупки Nest стали данные о том, что покупатели этих продуктов делают дома. Например, сейчас её термостаты собирают информацию об использовании электроэнергии, и некоторые компании готовы платить хорошие деньги за то, чтобы её заполучить. Но если концепция Интернета вещей себя оправдает, появится больше возможностей по продаже подобных данных. Например, рекламодатели захотят сделать свою рекламу еще более целенаправленной. Apple не причастна к подобному бизнесу. Это рынок, где живет и дышит Google.
  • Apple и Google за последний год приобрели в общей сложности 33 компании: Apple купила 13, Google — 20. Но руководители корпораций сосредоточили свое внимание на совершено разных направлениях. Ларри Пейдж носит Google Glass и пробует себя в самых разных сферах деятельности. К примеру, только в декабре он приобрел 7 роботехнических компаний. Тим Кук говорит о приверженности одному направлению, и его покупки (в основном, производители полупроводников и картографические сервисы) подтверждают это.

Опять же, Google, столь любимый на Уолл-стрит за устойчивый денеждный поток от AdWords, может заниматься всем, чем хочет, не боясь при этом не оправдать ожидания инвесторов. С другой стороны, финансисты считают, что Apple находится в перманентном состоянии «свободного патения», поэтому она не может позволить себе ошибиться.

Есть и еще один важный момент: Apple никогда не тратила такие огромные деньги на покупку одной компании, десяток самых дорогих приобретений в её истории суммарно дешевле 3,2 млрд. долларов, а самым дорогим из них стала NeXT за 404 млн. долларов. Вот почему Apple не купила Nest.


Читайте также: