В начале этой неделе iMac отпраздновал свое 15-летие. Я бы хотел немного продолжить эту тему и предложить читателям «Маковода» перевод интересной статьи Томаса Бренда (Thomas Brand) под названием «Screwed», в которой он рассказывает об эволюции ремонтопригодности яблочного моноблока.

Существует что-то успокаивающее во закручивание винтов. Ремонт компьютеров происходит в комнате для Гениев, пока ваши коллеги обеспечивают техническую поддержку посетителей в Genius Bar, и заключается в установке соответствующих деталей на свои места. Если не приходится сталкиваться с сюрпризами и никто не отвлекает по пустякам, этот процесс может стать одной из самых приятных частей рабочего дня Гения.

К сожалению, ремонт iMac никогда не был простым. На протяжении многих лет компания Apple испробовала практические все виды крепежа и склейки, чтобы обеспечить целостность Маков и защитить их от «проникновения» пользователей. После пластиковых зажимов, магнитов и прочного клея уже не осталось яблочных компьютеров, которые можно вскрыть с помощью дешевой отвертки.

Все началось с возвращения Стива Джобса и выпуска iMac G3. Этот компьютер состоял из двух частей: в верхней размещалась электронно-лучевая трубка, которая при неаккуратном обращении могла запросто убить человека током, а в нижней — все цифровые схемы. Чтобы получить доступ к внутренностям iMac, покупателю требовалось поддеть несколько пластиковых защелок и ослабить пару винтов. Попав внутрь, он мог заменить оптический дисковод, жесткий диск, процессор, оперативную память и даже материнскую плату, если эта задача была ему под силу. В конструкции следующих поколений iMac пластиковые клипсы сохранились, но открыть их стало намного сложнее.

iMac G4 продолжил традицию четкого разделения между доступными и недоступными компонентами, только теперь внутри компьютера не было ни одной детали, способной так просто вас убить. Замене в домашних условиях подлежали только оперативная память и беспроводная карта AirPort. Сделать это можно было лишь через небольшой сервисный люк в подставке, открутив четыре обыкновенных винта со шлицем Phillips. Доступ к жесткому диску, оптическому приводу, второй планке памяти и всему остальному был в отсеке, закрытом на четыре винта Torx, рассчитанных под специальную отвертку. После ремонта крышку этого отсека необходимо было заново промазывать термопастой, так как в противном случае iMac G4 умирал от перегрева.

С появлением iMac G5 компания Apple представила систему цветовых кодов, следуя которой можно было выполнить не только простой, но и сложный ремонт. Доступные для замены в домашних условиях модули отмечались бронзовыми винтами, а детали, прикрученные серебряными винтами, чинились Гениями в Apple Store. Эти компоненты скрывались за большой съемной задней крышкой, но лишь немногие покупатели хотели ремонтировать их самостоятельно. Наверное, именно поэтому ни одна из последующих конструкций iMac не позволяла так просто попасть внутрь компьютера.

Внешне iMac G5 с камерой iSight был похож на своего предшественника из белого пластика, но вместо системы цветных винтов компания использовала скрытые защелки. Сумевших забраться внутрь пользователей приветствовал непроницаемый лист фольги, который требовалось отклеить от дисплея для продолжения ремонта. Из-за этого фольга часто рвалась, и Apple ни разу не предоставляла для неё замену. К тому же, после нескольких ремонтов клей переставал быть липким, и сотрудники сервисного центра зачастую прибегали к обычному офисному скотчу.

После того, как я закончил с карьерой Гения, Apple стала разборчивей в выборе материалов. Вместо поликарбонатного пластика она стала использоваться алюминий, а стекло фиксировалось магнитами вместо клея. Благодаря этому нововведению залазить в Аймаки стало намного проще, но в его конструкции между дисплеем и стеклом существовал небольшой зазор, и если Гений работал неаккуратно, туда запросто могла попасть пыль или отпечатки пальцев. Каждый Apple Store получил партию белых перчаток и специальные очистительные комплекты, однако, ни один побывавший в ремонте iMac уже не был по-настоящему стерильными, как на заводе в Китае.

Времена, когда Гении закручивали винты, постепенно подходят к концу. Разбирать яблочные компьютеры все сложней и сложней, поэтому вместо Apple Store большинство современных Маков отправляются на ремонт в крупные центры технического обслуживания. Неисправные смартфоны, плееры и планшеты меняют теперь прямо в Genius Bar, после чего они отправляются на завод, восстанавливаются и вместе с новыми корпусами и аккумуляторами возвращаются обратно в Apple Store, где будут использованы для замены других нерабочих iPhone, iPod и iPad. Возможно, потребуется какое-то время, прежде чем Apple аналогичным образом станет менять все свои компьютеры, но выход последнего поколения iMac свидетельствует о движении в этом направлении.

По своей конструкции новые iMac больше напоминают iPad, нежели компьютер. У него практически нет деталей, которые заменяются пользователем, а экран нельзя отделить от корпуса без тепловой пушки. Поэтому шансы, что среднестатистический клиент сможет самостоятельно починить вышедший из строя компонент, стремятся к нулю. Некоторые могут назвать это ценой, которую приходится платить ради создания тонких компьютеров, но если вам нравится копаться в железе, возможно, продукция Apple уже не для вас.


Читайте также: