На выходных дизайнер Обри Джонсон (Aubrey Johnson) рассказал в своем блоге о покупке музыкального потокового сервиса Lala. К сегодняшнему утру запись была удалена (даже из кэша Google), что лишь подтверждает слова автора, но, к счастью, благодаря сервисам для отложенного чтения эта интересная история никуда не пропала.

В декабре 2009 года Apple купила небольшой стартап Lala, возглавляемый Биллом Нгуеном (Bill Nguen). Компания была названа в честь первых слов, произнесенных приемным сыном Билла, а также относит нас к ноте Ля. Судьба сервиса была непростой, его бизнес-модель постоянно пересматривалась — от обмена CD к цифровым радио-станциям и потоковой музыке.

Тем не менее, Lala добилась определенного успеха. В 2009 году, когда вы искали в Google какую-либо песню, первая ссылка в поисковой выдаче вела на Lala. Не в iTunes Store, не на сайт исполнителя или его страницу MySpace, а именно на Lala. Каждый переход пользователя по этой ссылке был угрозой для потенциальной покупки музыки через iTunes, и, что еще хуже для Apple, зачастую сервис предлагал более выгодную сделку. А когда Lala заключила партнерское соглашение с Google (для создания Music Beta) Эдди Кью осознал непосредственную опасность для империи iTunes. У Нгуена в руках было чистое золото, и он начал «войну предложений».

Первый ход в ней сделали не Apple и даже не Google, как вы могли бы подумать. Это была Nokia. Холодной финской ночью в одной маленькой комнате где-то 40 человек написали Нгуену письмо с предложением купить его практически умерший сервис, рассчитывая вдохнуть новую жизнь в свою мобильную ОС.

Получив это письмо, Билл сразу же позвонил в Google и рассказал о переговорах с Nokia. Казалось, в скором времени инвестиции поискового гиганта и инженерные ресурсы Lala могли попросту испариться. Но Google не имел ни малейшего понятия, что Нгуена не устраивала сумма Nokia (около 11 млн. долларов).

В Google засуетились и быстренько отправили Биллу своё предложение. Ранее он уже сообщил отделу по слияниям и поглощениям, сколько он хочет получить денег за свою компанию. Но сумма также была очень низкой — они надеялись, что Нгуен блефует или в отчаянии согласится на условия Google. Вместо этого Билл сделал свой ход.

Он позвонил нескольким покровителям, договорился о встрече с руководством Apple и пояснил, что у него есть предложения от крупнейших конкурентов в сфере мобильных ОС, желающих приобрести его музыкальный стартап. Кью знал: если Google завладеет Lala, то это (в сочетании с господством в поиске) может угрожать их мультимедийной крепости. К тому же, Билл заключал выгодные сделки с музыкальной элитой, как правило, при помощи инвесторов Lala из Warner Brothers Music.

В конце ноября Нгуен появился в доме Стива Джобса в Пало-Альто. Помимо него там присутствовали Эдди Кью, Тим Кук и другие руководители Apple. Стив отвлекся от своего свекольного салата и сказал всего пару фраз:

— Билл, я собираюсь предложить вам сумму, и если она вас устроит, давайте на ней остановимся и больше не будем возвращаться к этому вопросу. Хорошо?

Джобс протянул ему листочек бумаги и Билл кивнул. Сделка была заключена. Apple успешно приобрела Lala примерно за 80 млн. долларов (сумма покупки) и еще 80 млн. в виде бонусов полагались остальным сотрудникам компании, если они останутся в Apple. Сервис обошелся Стиву в 160 млн. долларов.

Но главная ирония заключалась в том, что довольно много основных сотрудников Lala покинули Купертино вслед за Нгуеном для создания своего следующего стартапа. Они отказались от миллионов долларов по курсу 196,48$ за акцию в ценах 2009 года. Причем, некоторые из них все же вернулись в Apple после того, как компания купила Color (второй проект Нгуена) за 7 млн. долларов.

В итоге Apple получила тех же сотрудников за гроши, но на этот раз еще более опытных.


Читайте также: