flash_leoВот уже несколько лет в интернете с завидным постоянством появляется и опровергается информация о скором пришествии Flash на мобильные гаджеты Apple. Слухи есть, а воз и ныне там. Тем более, если раньше компания не называла причины такого отношения к технологии, ставшей де-факто одним из веб-стандартов, то после открытого негодования Adobe, Стив Джобс довольно резко высказался о самом флеше, как о причине большинства проблем стабильности Mac OS X. По его словам, Apple уверенно шагает в ногу со временем в сторону HTML5.

Flash и проблемы в Mac OS X

Еще на выставке WWDC 09, после презентации Snow Leopard, старший вице-президент по разработке программного обеспечения Apple Бертран Серлет (Bertrand Serlet) рассказал про новую систему обеспечения стабильности работы Safari. Она заключается в отделении процессов браузера от процессов плагинов, которые потенциально могут сломаться сами и обрушить за собой Safari.

В Купертино пошли на это по двум причинам. Во-первых, очень большой процент отчетов о крушении браузера, пришедших в компанию (через встроенную систему отправки подобной информации в результате аварийного завершения работы Safari), содержали в себе одну и ту же причину. Тогда Серлет ничего не сказал конкретного, просто назвал это «плагины», однако в течение двух последующих недель из источников близких к Apple стало известно, что под этим эвфемизмом скрывается «флеш». При этом совершенно неизвестно, что было первично: ошибка разработчиков флеш-контента (баннеров, к примеру) или же ошибка при заработке самого Flash-плеера под Mac OS X инженерами компании Adobe.

ipad-no-flash

Второй причиной, по которой Apple разделила процессы браузера и плагинов, стал тотальный переход системы к 64-разрядной архитектуре. И это решение было единственной возможностью запускать одновременно 64-битные процессы Safari/WebKit и 32-битный Flash-плеер (справедливости ради стоит заметить, что большинство других плагинов в то время тоже не было готово к такому переходу, то только флеш идет с яблочными компьютерами уже «в коробке»). Таким образом, не позаботившись о выпуске 64-битной версии Flash Player, Adobe сама создала себе такие проблемы. Хотя возможно оно и к лучшему — браузер как минимум выиграл в стабильности от такого решения.

Самое интересное, что у описанных выше двух причин ноги растут, так сказать, из желания Apple полностью контролировать весь код операционной системы. В этом-то как раз и преимущество открытого программного обеспечения — если у пользователя что-то работает не правильно или жутко тормозит, то он в любой момент может скачать исходные коды приложения и исправить его под себя. В случае с флеш-плеером, Apple не может исправить этот компонент ОС, поскольку он полностью принадлежит и контролируется Adobe.

Опять же, основной причиной использования флеш остаются «невообразимо полезные» баннеры (особенно те, которые сделаны криворукими программистами) и просмотр видео-роликов. Владельцы MacBook Pro, вероятно, неоднократно замечали, что при полноэкранном просмотре YouTube вентиляторы на ноутбуке начинают крутиться с бешеной скоростью, а через некоторое время компьютер становится горячим. Хотя при просмотре потокового видео через QuickTime-плагин никаких подобных проблем не наблюдается. Опять причина кроется в отсутствии исходных кодов флеш-плеера, который Apple могла бы переписать под себя, исправив и дополнив его. Хотя бы тем же самым аппаратным ускорением H.264.

Логическая цепочка проста до безобразия: чем «тяжелее» флеш, тем больше энергии потребляет процессор, тем быстрее садится батарея. Поэтому такая «прожорливость» точно не пойдет на пользу iPhone или iPad. По-сути дела, уменьшающееся время работы гаджета будет портить репутацию Apple, но не Adobe — пользователям ведь все равно, почему у них быстро села батарейка на телефоне.

Что делать Adobe?

Даже на пресс-конференции Apple, при показе обновленного мобильного Safari, вместо флешовой рекламы на страницах отображались маленькие синие кубики Lego, свидетельствующие об отсутствии необходимого компонента iPhone OS:

apple-no-flash

Кто мог бы избавить нас от этих навязчивые кубиков?

1. Adobe точно не сможет этого сделать, потому что они не заставят Apple включить свой код в состав iPhone OS. Конечно, если не случится чудо и Adobe не сделает код флеш-плеера открытым. Точнее, простого открытия кода плеера мало — для этого нужно будет выбрать правильную лицензию, не запрещающую его использование в коммерческих проектах без последующего открытия всего кода проекта под этой лицензией.

2.  Apple могла бы, но они не будут этого делать. О причинах мы уже говорили выше. Единственное, они «почистили» всю рекламную продукцию, убрав с неё синие кубики 🙂

3. Пользователи. Кто-кто, а они точно могли бы подпортить нервы Apple, если бы отказались покупать iPhone и iPod touch по причине отсутствия Flash. Но это маловероятно — флеша нет, а продажи растут.

4. Разработчики веб-сайтов. Они попросту могут полностью отказаться от флеша на своих страницах, заменив его альтернативными технологиями.

Первоначальная реакция Adobe была направлена именно на пользователей. Адобовцы друг за другом начали утверждать, что из-за ограничения Купертино пользователи не смогут получить доступ к 75% онлайн-игр и 70% видео-роликов в сети.

Но самая большая беда настанет для Adobe в том случае осуществления пункта №4. Один из евангелистов флеша Ли Бримелоу (Lee Brimelow) недавно написал небольшую заметку, в которой разместил скриншоты веб-сайтов без флеша, в том виде, в котором их отображает MobileSafari. Правда он не учел одну важную деталь — большинство из них уже давным давно либо были оптимизированы для просмотра на iPhone, либо имели соответствующее приложение в App Store. Таким образом, пользователи даже не догадывались, что они что-то пропустили. Потому что… кхм… они и не должны были этого пропустить.

В ответ на это один из пользователей глобальной сети создал свою версию рисунка Бримелоу, дополнив его скриншотами приложений из App Store. В результате из 12 веб-приложений без флеша «горюют» только два: Hulu и FarmVille.

Какой же выбор сделает, к примеру, Hulu: будет молча смотреть на эти синие кубики через экраны своих iPhone’ов или просто перепишет часть сайта нормальной работы с мобильным гаджетом Apple? Ответ очевиден, Hulu не заботится о том, что хорошо Adobe. Они будут заботиться о себе, потому что Hulu — это в первую очередь не флеш-, а видео-сайт.

Таким образом, вне зависимости от достоинств или недостатков флеша, его шансы попасть в состав iPhone OS тают с каждым проданным устройством.


Читайте также: